ЕВГЕНИЙ РУДАШЕВСКИЙ
Евгений Рудашевский родился 20 июля 1987 года. Детство провёл в Сибири (Иркутск, Улан-Удэ, прибайкальские села). Его мать, заядлая парашютистка и горнолыжница, имела свою туристическую фирму, и Евгений в качестве помощника проводника сопровождал на маршрут группы.
Учился на юриста в North Park University (Чикаго, США). Бросив университет, путешествовал по Европе, России, Азии автостопом, пешими переходами. В пути работал уборщиком, коммивояжером, таёжным проводником.
Вернувшись в Иркутск, несколько лет работал дрессировщиком в иркутском нерпинарии, дрессировал байкальских нерп.
В 2010 году вернулся в Москву. В 2014 году окончил МГУ печати им. Ивана Фёдорова (факультет журналистики). Шесть лет работал корреспондентом журнала «La Pensee Russe/Русская мысль», параллельно пробуя себя на литературном поприще.
Титулы, награды и премии:
- «Новая детская книга» (призёр VII сезона, 2016 год, за первую книгу из цикла «Эрхегорд»).
- «Южно-Уральская литературная премия» (победитель IV сезона, 2015 год, за книгу «Здравствуй, брат мой Бзоу!»).
- «Золотой Дельвиг» (лауреат литературной премии в номинации «Молодой Дельвиг»: «за новизну подхода к жанру путевых очерков», за путевые заметки из Индии, 2014 год).
- «Книгуру» (лауреат IV-го Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества, 2013 год, за книгу «Здравствуй, брат мой Бзоу!»)
Но более подробно и интересно о своей жизни, путешествиях, мыслях и планах в разных интервью рассказывает сам писатель.
О себе
Я вырос в семье преподавателей. С детства мне приходилось часто переезжать. Я шесть или семь раз менял школу. Жил в разных городах. Возможно, поэтому везде чувствую себя одинаково хорошо. Везде чувствую себя дома и всегда готов к поездкам.
Первый рассказ я написал в пятом классе. Не помню, зачем я это сделал и что при этом испытывал. Но могу точно сказать, что в дальнейшем сочинение всегда приносило мне удовлетворение.
Я был непоседлив. Часто попадал в переделки. Лазил по крышам, подвалам, бродил по болотам.
По образованию я журналист, но сменил много профессий в самых разных областях. Я был уборщиком, дрессировщиком, проводником в таёжных походах. Писателем назвать себя не могу, рано. Надеюсь когда-нибудь достичь этого звания, но пока язык не поворачивается. Я автор.
О путешествиях
Мне хотелось путешествовать, и эта тяга пересилила желание стать адвокатом. Однажды я проснулся и понял, что моя жизнь должна быть другой. Тогда я учился в небольшом чикагском университете. Пропустив занятия, отправился на автовокзал, купил билеты на ближайший автобус в Висконсин. Так началось моё первое самостоятельное путешествие.
Собираясь в новую страну, я стараюсь изучать ее историю и мифологию.
Я везде, в каждом городе как дома: в Иркутске, в Москве, в другой стране.
О книгах и чтении
Если брать школьную программу, то вся она прошла мимо меня, я практически ничего не читал из того, что задавали по литературе. Предпочитал прогуливать уроки, носился по крышам, подвалам, болотам. Но для другого чтения я находил время. Прежде всего, меня интересовала приключенческая литература. «Смок Беллью» Джека Лондона, «Дочь Монтесумы» Генри Райдера Хаггарда, «Белый ягуар – вождь араваков» Аркадия Фидлера. Как видите, в основном заботила индейская тема. Фенимор Купер, Майн Рид тоже были мной прочитаны.
Поскольку я везде бегал, меня особенно волновал вопрос выживания. Поэтому и «Дерсу Узала» Арсеньева произвел большое впечатление. В те годы я мало понимал описываемое. Но меня привлекали дух свободы и разговоры о единении с природой не для того, чтобы управлять ею, а чтобы научиться мирно сосуществовать. К тому же дома была большая библиотека, и мои читательские интересы проявлялись странно. Какая обложка больше нравилась, такую книгу и хватал. Это могла быть и недетская литература. Так, я пришел к Францу Кафке, любимому автору школьных времен.
О книгах для подростков
Мой герой, подросток, пытается осознать себя в контексте этого мира: бытовой суеты, общения с дельфином, грядущих перемен, и у него пробиваются первые ростки понимания.
В этот момент он однозначно одинок, потому что нет людей, которые могут ему ответить. Проблема в том, что взрослые, когда проходят через период сомнений, привыкают к нему, и в будущем на вопросы детей отвечают: «Подожди, подрастёшь – поймёшь. У меня было то же самое, пройдёт пара лет, и ты успокоишься». Это совершенно не тот ответ, который ищет подросток. Через пару лет будет уже не он, а совершенно другой человек, а ответы нужны сейчас.
О работе над книгой
А процесс работы с текстом такой, на примере «Бзоу». Как правило, всё начинается спонтанно. Я работал дрессировщиком, уже много читал и знал о дельфинах. Путешествовал, знал Кавказ, то есть у меня был определённый бэкграунд. И услышав в горах историю, сразу стал писать. Но рукопись едва не погибла. Я прошёл перевал Чха и хотел пройти по Бзыбскому ущелью (это был одиночный поход, я встал в неудачном месте, и ночью дожди всё промочили, в том числе и рукопись, она размокла). Но история нравилась мне настолько, что вернувшись, я постарался её восстановить. Я пишу только от руки, впоследствии перепечатываю. Пишу начальные заметки, потом базовую рукопись, потом полностью переписываю от руки начисто, расширяя все эпизоды, потом перепечатываю. В случае с «Бзоу» перепечатывал примерно десять раз. Постоянно к ней возвращался. Потом, по совету друга, отправил на «Книгуру».
О планах
Я люблю то, что пишу – каждую строчку, каждое слово, но до тех пор, пока не поставлена последняя точка. После этого я с сожалением пересматриваю написанное и понимаю, что мог бы всё сделать лучше. Это стимулирует работать дальше. Возможно, написав своё идеальное произведение, я остановлюсь и займусь чем-нибудь другим. Буду столярничать или делать керамическую посуду. Почему бы и нет? Только сомневаюсь, что когда-нибудь это произойдёт.
Читатели АКДБ им. Н. К. Крупской могут прочитать книги
Евгения Рудашевского:
Рудашевский, Е. В. Солонго́. Тайна пропавшей экспедиции : [для сред. и ст. шк. возраста] / Евгений Всеволодович Рудашевский. – Москва : КомпасГид, 2018. – 368 с. : ил.
Возрастные ограничения 12+.
Эта книга – первый приключенческий роман Евгения Рудашевского. Все предыдущие произведения реалистично рассказывают о взаимоотношениях человека и природы.
Герой книги – 14-летний Артём, мечтающий, чтобы его жизнь стала насыщенной событиями. И, кажется, это желание начинает сбываться, когда, приехав в дом пропавшего дедушки, он находит потайную комнату, а в ней – шкатулку с бумагами, золотыми самородками и записями деда, говорящими о пещере с золотом и опасности идти по его следам.
Тем не менее, в экспедицию по следам доктора геолого-минералогических наук Виктора Каюмовича Корчагина, деда Артёма, набралось десять человек. Она стала сложным испытанием для всех участников не только в плане физической подготовки, но и показала, кто на что способен морально и нравственно.
Самому Артёму участие в экспедиции дало понимание того, что душа человека не менее загадочна, чем природа.
Рудашевский, Е. В. Старая дорога : роман / Евгений Всеволодович Рудашевский. – Москва : РОСМЭН, 2018. – 400 с. – (Эрхегорд).
Возрастные ограничения 12+.
Во второй книге серии продолжается опасное путешествие по фантастической стране. Город Целиндел оказывается даже более опасным, чем Багульдин.
Рудашевский, Е. В. Ворон : [для сред. и ст. шк. возраста] / Евгений Всеволодович Рудашевский. – Москва : КомпасГид, 2017. – 176 с. : ил.
Возрастные ограничения 12+.
Четырнадцатилетний подросток Дима самозабвенно мечтал об охоте: «Он с лета ждал этой охоты и готов был, подобно лайке, сразу приступить к соболёвке: не заходя в зимовье, пуститься по следу, загнать своего первого зверька и сделать свой первый настоящий выстрел – почувствовать крепкую отдачу в плечо, увидеть живую кровь. Дима улыбнулся. Сбывалась его давняя мечта». Но что приготовила подростку зимняя тайга, где в компании взрослых мужчин он провёл двадцать дней? Сбылась ли его мечта по-настоящему или разочаровала? Что он понял о себе, о природе, о своём месте в этом мире? Стала ли охота его посвящением во взрослую жизнь?
Рудашевский, Е. В. Сумеречный город : роман / Евгений Всеволодович Рудашевский. – Москва : РОСМЭН, 2017. – 432 с. – (Эрхегорд ; кн. 1).
Возрастные ограничения 12+.
Сумеречный город – первая книга фэнтези-серии «Эрхегорд». Багульдин – сумеречный город, в котором происходит бо́льшая часть романа. Город начал затягиваться туманом, и в нём стали появляться фаиты – двойники людей, являющиеся теми возможностями, которыми люди не смогли или не захотели воспользоваться. Виновны ли они в тумане или нет, но по приказу градоначальника Зельгарда всех найденных фаитов убивают.
Красивый фантастический мир с загадками и тайнами, поисками и погонями, предательством и подвигами предстаёт во всём многообразии на страницах повести.
Куда уходит Кумуткан : [повесть : для сред. и ст. шк. возраста] / Евгений Рудашевский ; [предисл. В. Воскобойникова ; ил. П. Захарова]. – Москва : КомпасГид, 2016. – 223 с. : ил. – 12+.
Повесть рассказывает про жизнь иркутских подростков, наполненную особым содержанием, смыслом и, конечно, приключениями. Максим – русский, но каких только экзотических ветвей нет на его генеалогическом древе, его сводная сестра Аюна – дочь бурятского шамана, их общий друг Саша – голендр, потомок голландских переселенцев. Каждый двор в микрорайоне Солнечный, где живут ребята, имеет свое особенное название и свой штаб, созданные на основе фантастических фильмов или компьютерных игр. Жизнь ребят наполнена игрой, тесно переплетенной с реальной жизнью.
Пожалуй, главное событие повести – как школьники пытаются защитить детенышей нерпы, кумутканов, от страшных экспериментов безумного бывшего полярника и от браконьеров.
Но, кроме того, это достаточная жесткая проза жизни, где взрослые, занятые своими делами, могут бросить подростков одних ночью на озере; где родители больше заняты собой, чем детьми. Ребята отличаются от жестоких и равнодушных взрослых. Они сопереживают, борются, верят в справедливость, дружат и помогают друг другу по-настоящему.
Е. Рудашевский показывает и жизнь разных людей, живущих на Байкале с их многонациональными особенностями, обычаями, традициями, историей.
Здравствуй, брат мой Бзоу! : [повесть : для ст. шк. возраста] / Евгений Рудашевский ; [предисл. Ксении Молдавской ; послесл. авт.; ил. А. Горнова]. – Москва : КомпасГид, 2015. – 189 с. : ил. – 12+.
Необычен сюжет этой книги – о дружбе и общении 17 – летнего подростка Амзы из абхазского села Лдзаа и дельфина, который чуть не погиб, выбросившись на берег. Амза и его старший брат Даут помогли дельфину уйти обратно в море.
Но Бзоу (так Амза назвал дельфина) не забыл человека, оказавшего ему помощь и стал часто приплывать в это место, баловаться и играть с Амзой. Завязавшаяся дружба дельфина и человека стала чем-то большим, чем просто игра, она стала, скорее, общением родственных душ.
Евгений Рудашевский с большой теплотой описывает традиции и быт маленького абхазского поселения, словно прожил эту жизнь вместе с семьей Кагуа – неспешной, спокойной жизнью, где время как бы замедлило свой бег, позволив человеку заниматься повседневными делами, любоваться сменой времен года, находить радость в ежедневном труде и общении с близкими.
События в повести происходят весной-летом 1980 года, когда война в Афганистане «пришла» и в это маленькое абхазское село.