Экология глазами детей: итоги исследования

В июле читателям библиотеки-филиала №7 г. Новоалтайска от 8 до 11 лет, прочитавшим от 1 до 5 книг о природе предложили анкету.

Каждому ребёнку был предложен набор вопросов на тему «Экология и я». Вопросы были разделены на несколько категорий, включая: понимание экологических терминов, знание о защите окружающей среды, осознание экологической ответственности и эмоциональное восприятие произведений писателей – натуралистов. Участниками стали 40 человек.

На вопрос «Что такое «экология?» значительная часть респондентов (47,5%) дали определение «экологии», как науки о природе. Правильно определили «экологию» как науку, изучающую взаимодействие живых организмов с окружающей средой – 42,5%. Небольшая доля респондентов (5%) считает «экологию» наукой о поведении человека, а еще 5% вовсе не знают, что такое «экология».

На вопрос «Что вы думаете о состоянии окружающей среды?» 72,5% детей ответили, что окружающая среда находится в опасности. А 17,5% считают, что природе ничего не угрожает. Затруднились ответить – 7,5%, а 2,5% сказали, что их не интересует эта тема.

На вопрос «Каким образом человек разрушает природу?» 100% детей ответили, что человек засоряет планету. При этом 57,5% опрошенных отметили два – три варианта ответа, что говорит о том, что они обладают пониманием причин и последствий разрушения окружающей среды. Часто выбираемыми вариантами ответа еще стали: уничтожение зверей (45%) и вырубка деревьев (55%). Только один вариант ответа выбрали 42,5% опрошенных, что может свидетельствовать о недостаточной осведомленности опрошенных.

Интересным оказался вопрос о влиянии мусора на настроение во время прогулки. У большинства опрошенных (65%) настроение на прогулке зависит от наличия мусора или экологического загрязнения. 27,5%, указывают на то, что наличие мусора или загрязнения влияет на их настроение, но, есть некоторые исключения. Они в некоторых случаях не обращают на это внимания или им удается проигнорировать это. Небольшое количество детей (2,5%) считают, что наличие мусора или загрязнения мало влияют на их настроение. Наличие мусора или экологического загрязнения не влияет на настроение во время прогулки вообще у 5% опрошенных.

Вопрос о наличии в нашем городе экопунктов для сдачи мусора для вторичной переработки позволил выявить следующее:

37,5% детей заявили, что в городе нет экопунктов для сдачи мусора, но они бы хотели ими воспользоваться;

42,5% детей сообщили, что в г. Новоалтайске есть экопункты для сдачи мусора и они ими пользуются. Вероятно, речь идёт о мусорных баках для сбора пластика;

5% детей утверждают, что в городе нет экопунктов и они не хотят ими пользоваться;

15% детей знают о существовании экопунктов в их городе, но самостоятельно ими не пользуются.

Большая часть опрошенных детей (почти 80%) уже пользуются экопунктами и выражают желание их использовать.

Анализ ответов младших школьников на вопрос о желании убрать мусор при его виде выглядит так:

45% младших школьников ответили, что у них возникает сильное желание убрать мусор, когда они видят его поблизости;

55% участников опроса заявили, что у них появляется желание убрать мусор, однако оно не является сильным;

Ни один из младших школьников не ответил, что ему всё равно на наличие мусора. Дети показывают интерес к поддержанию чистоты и порядка в окружающей среде, хотя степень их вовлечённости в уборку может быть различной.

К экологическим проблемам г. Новоалтайска ребята отнесли: наличие большого количества мусора, в котором виноваты люди, и загрязнение атмосферного воздуха автомобилями. Обратили внимание на вырубку деревьев; выразили обеспокоенность нечастым вывозом мусора или недостаточным количеством пунктов для его сбора. Указали на отсутствие или недостаточное количество пунктов переработки мусора и экологических станций. Младшие школьники осознают проблемы в окружающей среде и экологическую ситуацию в своём городе.

Изучение ответов на вопрос, что чувствуют дети, после прочтения книги о природе показал, что наиболее распространённым эмоциональным откликом, вызываемым прочтением книг о природе, является желание узнать больше на данную тему. 62% опрошенных ребят заявили, что чтение таких книг пробуждает в них любопытство и вызывает желание познать природу более глубоко. Интересно отметить, что 17,5% опрошенных ребят выразили стремление стать защитниками природы после прочтения книг по экологической тематике. Этот факт свидетельствует о сильном воздействии, которое оказывает чтение книг о природе на формирование экологического сознания и поощряет детей думать о сохранении окружающей среды и принимать активное участие в её защите.

В заключение дети ответили на вопрос «Что бы вы сделали для сохранения природы, если бы были волшебниками?» Большинство детей выразили желание очистить планету Земля от загрязнений. Они бы восстановили численность редких животных, чтобы они могли жить и размножаться в своих естественных средах. Дети также указали на необходимость очистки воздуха от вредных веществ и загрязняющих веществ, чтобы мы все могли вдыхать чистый и свежий воздух. Затем ученики предложили идею о создании заклинания, которое бы заставило людей убирать мусор и не убивать редких животных. Это было бы замечательно, ведь каждый из нас должен нести ответственность за нашу планету и быть бережным к её обитателям. Другая интересная идея младших школьников заключалась в создании заводов для переработки мусора, которые помогли бы уменьшить количество отходов. Некоторые предложили создать машины, которые не загрязняют воздух. Это было бы просто замечательно, если бы люди могли передвигаться по городу на автомобилях, не выбрасывающих вредные вещества и не загрязняющих атмосферу. И, конечно, дети продемонстрировали свою великолепную фантазию, предложив идею создания «бесконечных деревьев». Они считают, если бы были такие деревья, люди могли бы не только обеспечить себя чистым воздухом, но и иметь неограниченный доступ к природным ресурсам.

Ответы младших школьников показали, что даже в их возрасте они осознают важность сохранения природы. Сегодня они готовы принять ответственность за будущее нашей планеты и делать всё возможное, чтобы защитить её природные богатства.

При проведении экологических мероприятий использовалась книга «Когда я вырасту, я стану экологом», изданная в г. Санкт- Петербурге. Главные герои Рома и Оля – через собственный опыт изучают вопросы экологии и бережного отношения к окружающей среде. Увлекательный сюжет-квест и доступное изложение позволяют юным читателям познакомиться с самыми современными экологическими технологиями и практиками. Дополнительным бонусом стала полезная информация об экомаркировке и правилах бережного отношения к окружающей среде. Она позволяет читателям формировать собственные экологические привычки.

Сковычева Светлана, заведующий библиотекой – филиалом №7 г. Новоалтайска