День славянской письменности и культуры

Накануне Дня славянской письменности и культуры в самом большом зале нашей библиотеки состоялась праздничная программа для воспитанников детского сада № 48.

Сотрудники библиотеки рассказали ребятам о существовании на земле множества языков, о ценности и неповторимости каждого. А затем всё внимание было уделено русскому языку. Ребята, как на машине времени, перемещались сначала в Древнюю Русь, где познакомились с создателями славянской азбуки: Кириллом и Мефодием. Именно они создали две азбуки – кириллицу, названную по имени Кирилла, и глаголицу, название которой образовано от старорусского «глаголъ» – слово, речь. На Руси предпочтение было отдано кириллице, так как буквы в ней были более простыми. Затем ребята очутились на уроке в старой школе и узнали, как 200-300 лет назад учили азбуку, повторяя ее нараспев: учитель произносил буквы, а ученики вслед за ним повторяли хором – буки-аз-ба! веди-аз-ва! А еще узнали, как ученики пытались лучше запомнить сложные буквы: мальчики вырезали их из дерева, плели из бересты, а девочки вышивали на полотенцах, вместе с мамами пекли пироги-буквы и лепили лапшу-«азбуку». Очень интересной и смешной для современных ребят показалась такая традиция: после окончания определенного этапа изучения азбуки, каждый ученик приносил в школу горшок каши. Кашу, после повторения задов (т.е. пройденного материала), съедали, а пустой горшок выносили во двор и разбивали палками (по обычаям, идущим с тех далеких времен, когда приносили жертвы богам). Об этом говорится в половице: «Кси и пси с фитою пахнут ситою».

Обучение письму тоже отличалось от сегодняшнего. Учились писать на деревянных дощечках – буквицах, на одной стороне которой были вырезаны буквы, а на другой нанесен слой воска. Писали заостренной палочкой, которую так и называли – писало. В это время появилась такая пословица: «Мнится, писание – лёгкое дело, пишут два перста, а болит всё тело». Только потом, научившись хорошо писать, брали в руки бумагу и птичье перо, затем, в XIX веке птичье перо было заменено на стальное.

Ведущие программы обратили внимание на то, что благодаря письменности и русскому языку мы можем получать знания не только от учителя, который рядом, но и учиться у тех учителей (учёных, писателей, философов), которые жили в прошлые века. Читать труды М.В. Ломонова, стихи А.С. Пушкина и набираться ума, мудрости и доброты.

В финале встречи фольклорный ансамбль «Стрела» Алтайского краевого колледжа культуры и искусств представил свою игровую и познавательную программу. С использованием волшебного коврика «Круглый год» ребята отгадывали загадки, вспоминали пословицы и отдельные уже забытые слова (чело, очи, древо, злато и др.). Дружно играли в подвижные русские игры «Дударь», «Как у дядюшки Платона (Ивана, Василия…) было семь сыновей», «Маша и Яша», «Золотые ворота».